Минэкономразвития
Ставропольского края

Новый законопроект о контроле и надзоре позволит избежать бесконечных проверок одних и тех же требований


Министр экономического развития РФ Максим Орешкин представил на Парламентских слушаниях в Госдуме законопроект о реформе контрольно-надзорной деятельности.

Для чего проводится проверка? Мотивация контролеров, в настоящее время, сводится к тому, чтобы найти нарушение, отфиксировать его и наложить штраф. Само взаимодействие проверяющих с проверяемыми ведется с позиции силы: будь то бизнес или бюджетное учреждение, они заведомо во всем виноваты, не разобрались в требованиях, не отстояли в суде свою правоту. При этом не берутся в расчет ни существующие риски, ни тяжесть нарушений, ни размер причиненного вреда.

Минэкономразвития новым законопроектом создает принципиально иную систему мотивации контрольно-надзорных органов. Главный посыл - уйти от «палочной» системы, при которой главным показателем хорошей работы контролера является количество проведенных проверок и наложенных штрафов. Теперь  основным показателем результативности и эффективности станет снижение ущерба охраняемым законом ценностям.

Каковы же основания для проведения контрольных мероприятий? Законопроектом предусмотрено создание полноценного института оценки и учета рисков. В соответствии с ним интенсивность проведения проверок должна увязываться только с рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям. Туда, где эти риски минимальны - контролеры планово вообще ходить не будут. Первые шаги к внедрению рискориентированного подхода уже сделаны. В 2016 и 2017 годах были приняты постановления Правительства, устанавливающие критерии и категории риска по отдельным видам контроля для ведомств первопроходцев. В результате в отношении объектов низкой категории риска не будут проводиться плановые проверки, а контрольные органы правомерно смогут сконцентрировать свои ресурсы на объектах действительно высокого риска.

Новым законопроектом предусмотрено, что все акты, устанавливающие обязательные требования по каждому виду контроля, систематизируются и размещаются на сайте контрольного органа. Отсутствие акта на сайте означает невозможность проверки содержащихся в нем требований. Стоит подчеркнуть, что перечни этих актов для каждого вида контроля должны быть свои и не должны пересекаться. Это позволит избежать ситуации, когда разные контролеры проверяют одни и те же требования.

Кроме того, вводятся чек-листы, которые соберут в себе только самые важные и рисковые требования, применяемые именно к этой категории подконтрольных субъектов. При проведении контрольных мероприятий инспекторы не смогут выходить за рамки этих чек-листов.

Так же в законопроекте можно установить запрет на проверку требований, принятых до 2010 года, то есть до введения процедуры оценки регулирующего воздействия.

- Разработанный Минэкономразвития РФ новый законопроект позволит сделать ряд важных шагов в направлении развития контрольно-надзорной деятельности. В новом законе подробно описываются не только все процедуры, но и  гарантии прав подконтрольных субъектов. А это не просто устраняет пробелы в действующем регулировании, но и задает вектор развития системы контроля и надзора в будущем, - сказал министр экономического развития Ставропольского края Валерий Сизов. 



Размер шрифта: А А А
Цвет сайта: Ц Ц Ц
Изображения: Включить
Настройки Обычная версия